То,
что Россия последние двадцать лет находится в глубоком системном кризисе,
кажется, ни у кого не вызывает сомнений. Вопрос лишь о путях выхода из него.
Встревоженная неудачными выборами власть пытается поддержать систему путем
паллиативных технологий, расточая направо и налево очередные многообещающие
декларации. Но это пустая трата времени. Процессы деградации зашли уже слишком
далеко, и нынешний курс обречен, спасти положение может только полная системная
перезагрузка. По существу, чтобы выйти из кризиса, нам необходимо целиком
переустановить собственную цивилизационную модель – найти для нее новую
историческую форму.
Развернувшаяся в "Православной беседе" (N 5 за
1998г.) дискуссия по социальным вопросам, будем надеяться, заинтересовала
читателей. Этой дискуссией поднята очень трудная проблема - выяснить
православный взгляд на социально-экономическое устроение общества. Поэтому
обсуждение желательно перевести на более высокий уровень с привлечением всего
накопленного Церковью материала по этому вопросу. И прежде всего, следует
обратиться к святоотеческому учению о собственности, богатстве, бедности и
милостыне.
Встреча
со святыми отцами на этой ниве одновременно и радостна и наводит на грустные
размышления. Радостна, потому что святые отцы удивительно многогранно и глубоко
исследуют этот вопрос, занимая подлинно христианскую нравственную позицию.
Невеселые же размышления возникают из-за того, что парадоксальным образом все
это богатство практически неизвестно широкой православной аудитории.
Социальная справедливость в
контексте христианской этики
Сомин Н.В.
I
Если
завести с православным человеком разговор о социальной справедливости, то очень
вероятно, что в ответ вы получите презрительную улыбку. А кое-кто из батюшек
вам популярно разъяснит, что жажда социальной справедливости – это не что иное
как зависть шариковых к состоятельным людям, чувство постыдное, которого
христианин должен чураться. Думается, что такое отношение к социальной
справедливости как раз нельзя назвать справедливым, и нам, православным
социологам, следует со всей серьезностью отнестись к этому понятию.
Николай Сомин: О термине
«богословие экономики» - Сокращенный вариант…
Экономика
– важнейшая часть жизни человека, которой он отдает, может быть, наибольшие
силы и время. И от того, насколько эта область деятельности будет
соответствовать христианским ценностям, в огромной степени зависит судьба
человека – как в физическом плане, так и в духовном. Так что нет нужды подробно
доказывать необходимость «богословия экономики». Все дело в том, какой должна
быть эта область христианского вероучения.Каковы задачи «богословия экономики»? что говорит нам Писание и Предание
об этой области деятельности? частью какого раздела богословия является эта
новая наука? каковы ее главные трудности? каково отношение православия к
социально-экономическому строю, существовавшему в разныепериоды человеческой истории? – вот далеко не
исчерпывающийсписок вопросов, которые
требуют рассмотрения.
Русская
идея – это замысел Божий о русском народе. Это тот идеальный образ, к которому
должен стремиться наш народ в истории. Бог хочет, чтобы русский народ воплотил
эту идею в жизнь. Конечно, эта идея Творцом не указана явно – ее нам нужно
расшифровать самим, вглядываясь в свою историю. Распознать русскую идею и ее точно
сформулировать – задача исключительной важности. Если эта идея будет
удовлетворительно понята и народ, несмотря ни на какие препятствия, будет
стремиться к ее осуществлению, то будет и божественная помощь. А потому
обеспечен и успех. Если же мы ошибемся, если среди многообразия явлений и
тенденций не увидим предназначенного нам задания, если поведем народ помимо
Божьей воли к ложным целям, то тщетны наши усилия – Господь не поддержит наших
трудов и в конце концов разорит все содеянное. Дабы новые поколения, умудренные
прошлым опытом, пошли более верным путем.
Жизнь
– самый лучший учитель. Те, кто живут своим трудом, уже давно уяснили для себя
истину о несовместимости бандитского капитализма с жизнью нации. Нет у рабочего
и его семьи будущего в этой социально-экономической системе. Верующие
прозревают тоже, не смотря на то, что служители разных конфессий без зазрения
совести обслуживают правящий класс. Не все конечно, но большинство
"патриархийных” (имеются в виду служители РПЦ МП) попов и разных пасторов
разъезжают на дорогих машинах и учат паству покоряться обстоятельствам. Ну, те,
кто хотят покоряться, пусть покоряются. Для таковых, религия действительно
"опиум для народа”. Я же не собираюсь служить системе порожденной диаволом и
человеческой жадностью. Уго Чавес хорошо сказал по этому поводу:
"Капитализм — путь дьявола и эксплуатации. Если вы действительно хотите
смотреть на вещи глазами Иисуса Христа — который, по-моему, был первым
социалистом, — только социализм может действительно создать достойное общество".
Для
многих православных совершенно очевидною является мысль Иоанна Златоуста -
евхаристического учителя, что Евхаристия требует от православных распространения
ее в мир, то есть социальной Евхаристии, пример которой дала Община Ангелов -
Апостольская Община: "Все же верующие были вместе и имели все общее. И
продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде
каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб,
принимали пищу в веселии и простоте сердца (Деян.2:44-46)";"У множества же уверовавших было одно
сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у
них было общее (Деян.4:32)". В Вульгате "все общее" звучит так:
"omniacommunia". Отсюда, из Писания и пошло слово
"коммунизм", то есть апостольское житие, без частной собственности. И
коммунисты никогда не вкладывали ничего более в это слово: "Коммунист -
слово латинское. Коммунис значит все общее: земля, фабрики, общий труд, - вот
что такое коммунизм" (5)...