Думается, что настало
время обрисовать глобальный план распространения коммунизма
Коммунизм может победить только будучи всемирной идеей, для всех
народов, для всех людей. СССР был на пике своих успехов как раз в то время,
когда ставил перед собой именно всемирные задачи, хотя и не имел в то время
материальных возможностей воплотить все свои идеи в жизнь. Но идея, что
готовится освобождение всего мира от ига капитала определенно зажигала
коммунистов и вела их к великим свершениям. Как только СССР явочным порядком
отказался от этого глобального размаха, как его мощь и могущество покатились
под уклон. Идеи державничества, империи под красным флагом внесли свой мощный
вклад в разрушение коммунистического движения в мире.
Замшелый догматизм в марксизме - вещь,
конечно, неприятная, хотя и очень часто встречающаяся. Но откуда он берется, в
чем причина его появления и такого колоссального распространения? Поразмышляв
над этим, я пришел к следующим мыслям.
Перво - наперво, догматизм это не
следствие недостатка ума. Как раз напротив, догматики довольно умные люди, со
склонностью к интеллектуальному труду. Да и чтобы научиться жонглировать
цитатами надо все же иметь определенную подготовку, навык работы с литературой,
элементарную начитанность и натренированную память. Быстро такой навык не
выработаешь, нужно как минимум два-три года плотной работы с первоисточниками,
а мастера догматизма этим делом явно занимались гораздо больше времени.
Какая сейчас главная задача современных
коммунистов? На сей счет существует множество мнений, а по большому счету, мало
кто может дать сколько-нибудь внятный ответ на этот вопрос. Кто-то толкует об
участии в "экономической борьбе", кто-то о просвещении (появился даже
забавный термин "научно-грамотные"), кто-то с головой ушел в разбор
причин крушения СССР. На то, чтобы поставить задачу, ни у кого пороха не
хватило.
На мой же взгляд, главная задача
может быть только одна - создание рабочего класса. Да, сознательное,
целенаправленное создание рабочего класса.
а) стратегия и тактика, как наука о руководстве классовой
борьбой пролетариата;
б) этапы революции и стратегия;
в) приливы и отливы движения и тактика;
г) стратегическое руководство;
д) тактическое руководство;
е) реформизм и революционизм.
1) Стратегия и тактика, как наука о руководстве классовой
борьбой пролетариата. Период господства II Интернационала был периодом по
преимуществу формирования и обучения пролетарских политических армий в
обстановке более или менее мирного развития. Это был период парламентаризма,
как преимущественной формы классовой борьбы. Вопросы о великих столкновениях
классов, о подготовке пролетариата к революционным схваткам, о путях завоевания
диктатуры пролетариата не стояли тогда, как казалось, на очереди. Задача
сводилась к тому, чтобы использовать все пути легального развития для
формирования и обучения пролетарских армий, использовать парламентаризм
применительно к условиям, при которых пролетариат оставался и должен был, как
казалось, остаться в положении оппозиции. Едва ли нужно доказывать, что в такой
период и при таком понимании задач пролетариата не могло быть ни цельной
стратегии, ни разработанной тактики. Были обрывки, отдельные мысли о тактике и
стратегии, но тактики и стратегии не было.
б) освободительное движение угнетённых народов и пролетарская
революция.
1) Постановка вопроса. За последние два десятилетия
национальный вопрос претерпел ряд серьёзнейших изменений. Национальный вопрос в
период II Интернационала и национальный вопрос в период ленинизма далеко не
одно и то же. Они глубоко друг от друга отличаются не только по объёму, но и по
внутреннему своему характеру.
б)
крестьянство во время буржуазно-демократической революции;
в)
крестьянство во время пролетарской революции;
г)
крестьянство после упрочения Советской власти.
1)Постановка
вопроса. Иные думают, что основное в ленинизме - крестьянский вопрос, что
исходным пунктом ленинизма является вопрос о крестьянстве, его роли, его
удельном весе. Это совершенно неверно. Основным вопросом в ленинизме, его отправным
пунктом является не крестьянский вопрос, а вопрос о диктатуре пролетариата, об
условиях её завоевания, об условиях её укрепления. Крестьянский вопрос, как
вопрос о союзнике пролетариата в его борьбе за власть, является вопросом
производным.
а) диктатура пролетариата, как орудие пролетарской революции;
б) диктатура пролетариата, как господство пролетариата над буржуазией;
в)
Советская власть, как государственная форма диктатуры пролетариата.
1)Диктатура
пролетариата, как орудие пролетарской революции. Вопрос о пролетарской
диктатуре есть прежде всего вопрос об основном содержании пролетарской
революции. Пролетарская революция, её движение, ее размах, её достижения
облекаются в плоть и кровь лишь через диктатуру пролетариата. Диктатура
пролетариата есть орудие пролетарской революции, ее орган, ее важнейший опорный
пункт, вызванный к жизни для того, чтобы, во-первых, подавить сопротивление
свергнутых эксплуататоров и закрепить свои достижения, во-вторых, довести до
конца пролетарскую революцию, довести революцию до полной победы социализма.
Победить буржуазию, свергнуть её власть революция сможет и без диктатуры
пролетариата. Но подавить сопротивление буржуазии, сохранить победу и двинуться
дальше к окончательной победе социализма революция уже не в состоянии, если она
не создаст на известной ступени своего развития специального органа в виде
диктатуры пролетариата, в качестве своей основной опоры.
1)О значении теории. Иные думают, что ленинизм есть примат практики перед теорией в
том смысле, что главное в нём - претворение марксистских положений в дело,
"исполнение" этих положений, что же касается теории, то на этот счёт
ленинизм довольно будто бы беззаботен. Известно, что Плеханов не раз потешался
над "беззаботностью" Ленина насчёт теории и особенно философии.
Известно также, что многие нынешние практики-ленинцы не очень милуют теорию,
особенно ввиду той бездны практической работы, которую вынуждены они нести по
обстановке. Я должен заявить, что это более чем странное мнение о Ленине и
ленинизме совершенно неправильно и ни в какой мере не соответствует
действительности, что стремление практиков отмахнуться от теории противоречит
всему духу ленинизма и чревато большими опасностями для дела...
В предыдущих статьях я говорил, что между Марксом - Энгельсом, с одной стороны, и
Лениным - с другой, лежит целая полоса господства оппортунизма II
Интернационала. В интересах точности я должен добавить, что речь идёт здесь не
о формальном господстве оппортунизма, а лишь о фактическом его господстве.
Формально во главе II Интернационала стояли "правоверные" марксисты,
"ортодоксы" - Каутский и другие. На деле, однако, основная работа II
Интернационала велась по линии оппортунизма. Оппортунисты приспособлялись к
буржуазии в силу своей приспособленческой, мелкобуржуазной природы, -
"ортодоксы" же в свою очередь приспособлялись к оппортунистам в
интересах "сохранения единства" с оппортунистами, в интересах
"мира в партии". В результате получалось господство оппортунизма, ибо
цепь между политикой буржуазии и политикой "ортодоксов" оказывалась
замкнутой.
Ленинизм
вырос и оформился в условиях империализма, когда противоречия капитализма дошли
до крайней точки, когда пролетарская революция стала вопросом непосредственной
практики, когда старый период подготовки рабочего класса к революции упёрся и
перерос в новый период прямого штурма капитализма.
Ленин
называл империализм "умирающим капитализмом". Почему? Потому, что
империализм доводит противоречия капитализма до последней черты, до крайних
пределов, за которыми начинается революция. Наиболее важными из этих
противоречий нужно считать три противоречия.