Социальная справедливость в
контексте христианской этики
Сомин Н.В.
I
Если
завести с православным человеком разговор о социальной справедливости, то очень
вероятно, что в ответ вы получите презрительную улыбку. А кое-кто из батюшек
вам популярно разъяснит, что жажда социальной справедливости – это не что иное
как зависть шариковых к состоятельным людям, чувство постыдное, которого
христианин должен чураться. Думается, что такое отношение к социальной
справедливости как раз нельзя назвать справедливым, и нам, православным
социологам, следует со всей серьезностью отнестись к этому понятию.
II
Прежде
всего, зададим вопрос: социальная справедливость «С небес, или от человеков»?
Надеюсь, что ответ очевиден, поскольку Писание недвусмысленно говорит о ее
Божественном источнике.
В
Ветхом Завете повествуется, как Господь дает еврейскому народу Закон, который
можно характеризовать двумя словами – социальная справедливость. «Субботний
год», «Юбилейный год» – эти установления Закона не позволяли скапливаться в
одних руках большим денежным и земельным владениям. Закон также обязывал
заплатить наемнику «до захода солнца», предлагал справедливые нормы против
воровства и причинения хозяйственного ущерба, запрещалось ростовщичество,
вводилась система платы левитам, исключавшая их бедность, но не позволявшая
неограниченно наживаться.
То
же и в Новом Завете: там Господь говорит: «Ищите же прежде Царства Божия и
правды Его» (Мф,633), «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство
Небесное» (Мф.5,10). ), или «Ибо, говорю
вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то
вы не войдете в Царство Небесное» (Мф.5,20). Тут везде «правды», «за правду»,
«праведность» есть перевод греческого
«дикэос’ини» - справедливость, правда. Правда Божия – вот на чем стоит справедливость и в Ветхом и в
Новом заветах. И эту правду возвещает Сам Спаситель, утверждая социальную справедливость с
огромной силой: «блаженны нищие»
(Лк.6,20) («духом» в Евангелии от Луки появилось только в VIII веке); «горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое
утешение» (Лк.6,24).
Господь
настолько заинтересован в осуществлении социальной справедливости, что готов ее
недостаток в земной жизни восполнить на Небесах. Воздаяние справедливости на
Небе – тема в Евангелии неоднократная. Яркий пример – притча о богаче и Лазаре
(Лк.16,19-31).
Итак,
Сам Господь оправдывает социальную справедливость и требует ее установления. И
потому христианин должен бороться против ее попрания, причем в этом, грешном и
падшем, мире. И скептические ухмылки по
поводу социальной справедливости совершенно неуместны. Тем более, что чувство
справедливости кардинально отличается от зависти. Чувство справедливости
требует восстановления правды, и потому добиваться справедливости можно не
только за себя, но и за других – именно так в основном и поступают справедливые
люди. Зависть же – чувство сугубо личное, возникающее вследствие
неудовлетворенных амбиций. Тут совершенно разные мотивы, и потому справедливые
люди, как правило, независтливы. Вольная или невольная подмена справедливости
завистью должна быть изжита, ибо она приводит
к дискредитации справедливости – одной из самых фундаментальных
ценностей Божьего мира.
III
Но
почему социальная справедливость так важна для людей? Да потому, что это мера
здоровья общества. А здоровье бывает разное, но без какого-то здоровья организм
умирает. Так и со справедливостью: степень справедливости может быть различной,
но если она вовсе отсутствует, то общество рассыпается в прах. И потому
социальная справедливость, пусть в несовершенной форме присутствует в любом
обществе. Более того, оказывается, что чувство справедливости – чувство
глубочайшее, сродни совести, чувство, укорененное в каждой душе, заложенное
туда Самим Богом, чувство, ответственное за социальную жизнь человека. И именно
поэтому, хотя справедливость они трактуют по-разному, но сама необходимость ее
соблюдения для большинства очевидна. Справедливость оказывается ничуть не менее
важной ценностью, чем свобода. Но, конечно, ценностью для этого, падшего мира.
Смысл справедливости – в обеспечении достойной жизни человека в обществе. Обществе земном и грешном. Но поскольку еще Аристотель
определял человека как «существо общественное», недвусмысленно намекая, что вне
общества человек человеком стать не может, то соблюдение социальной
справедливости означает сохранение образа Божия в человеке.
Более
того, оказывается, что уровень справедливости
является мерой любви в обществе. Заряд любви как бы материализуется в
соответствующих нормах социальной справедливости. Какова любовь, такова и
справедливость, и наоборот. И если справедливости нет (точнее, относительная
справедливость на низком уровне), то разговоры о любви носят оттенок
демагогии – она в обществе отсутствует.
Разумеется, любовь совсем исчезнуть не может, но тогда она умаляется, уходит в
чисто личные контакты, не выходя на уровень социальных отношений. Наоборот, на высоких ступенях нравственности
любовь и справедливость все более сближаются. В Боге Божественная любовь и
Божественная справедливость совпадают, получая название Божией Правды.
«Блаженны алчущие и
жаждущие правды» (Мф.5,6) сказал Господь. Заметим, что и тут употреблено
«дикеосини» – справедливость. И дай Бог, чтобы эта жажда правды-спаведливости
никогда не оставляла нас, христиан.
Спаси
Господи.
24.01.12
Источник: http://www.chri-soc.narod.ru/ |